ГЛАВНАЯ   ФОТОАЛЬБОМ ПЕДАГОГИ ИСТОРИЯ   ЛЕТОПИСЬ ФОРУМ  ДОСТИЖЕНИЯ ГОСТЕВАЯ


В. И. Аксельрод

Клуб, где зажигаются "Звезды"

          (к 30-летию клуба "Петрополь" Санкт-Петербургского городского Дворца творчества юных)

      На исходе 2003 года в Санкт-Петербургском городском Дворце творчества юных на праздник 30-летия собрались многие поколения кружковцев клуба "Петрополь" (до 1992 года - "Ленинградец"). Не случайно, что этот скромный юбилей совпал с 300-летием Петербурга.
      Хорошо помню памятный день 19 октября (лицейская годовщина) 1973 года (270 год от основания Санкт-Петербурга), когда в Белоколонном зале Аничкова дворца собрались около 200 подростков, записавшихся в новый клуб. С этого дня начался отсчет его истории.
      "Куда же нам плыть?" Этот вопрос неизбежно встал перед его организато-рами. Ведь подобный клуб был первым в Ленинграде, когда еще и не помышля-ли об изучении города в школе. Даже "Клуб знатоков города" при ЛГО ВО-ОПиИК возник на пять лет позже. Нужно было разрабатывать первые учебные программы и привлекательные для ребят формы работы. Первый педагогиче-ский коллектив клуба составили методисты и педагоги Горсютур С.А.Коцюбинская и Е.А. Шленская, старший консультант секции пропаганды общества охраны памятников И.А. Мартыненко и О.Г.Мартыненко, тогда стар-ший научный сотрудник Центрального военно-морского музея. Они согласи-лись вести занятия на общественных началах, не будучи в штате Дворца пионе-ров. Первыми в клубе были открыты кружки истории, архитектуры Ленинграда, литературного краеведения и "морской славы". Ребята выбирали какое-то одно направление (кружок). Структурно клуб был разделен на секции по темам кружков. Представители эти секций составляли совет клуба.
      Через три года мы пришли к мысли, что кружковцы должны от курса к кур-су проходить сразу через несколько кружков (программ) и разных педагогов. Впоследствии программы кружков не раз претерпевали изменения, корректиро-вались в соответствии с воспитательными задачами, которые на каждом новом этапе решал коллектив, а во многом и с личностью педагога, его интересами. Каждый из них входил в клуб со своими идеями и темами. Кружковцы разных лет помнят таких педагогов как В.Н.Смирнова, М.Д.Головцова, А.В.Гурьянова, З.А.Гурьянова, Н.Б.Александрова (выпускница клуба), М.Г.Волкова, Н.Н.Мясникова, В.Ф.Соколовская и др. Интересно, что рядом с сегодняшним руководителем клуба Н.Ю.Львовой работают руководители первых лет В.И. Аксельрод и А.В. Гурьянова. Каждый из них входил в клуб со своими идеями и темами. Но главное, что определяло появление новых направлений в клубе - это требование самой жизни. Острая потребность в своих кадрах экскурсоводов по-будила нас ввести специальный курс "Школа юных экскурсоводов", где ребята знакомились с азами экскурсоведения и под руководством педагогов разрабаты-вали и защищали экскурсии по городу и Дворцу.
      В свое время в клубе был разработан курс "Современный этикет", который помог в воспитании культуры поведения кружковцев. Острый недостаток эсте-тического воспитания подтолкнул педагогов к мысли включить в программу занятий курс "Мировая культура", а позже - цикл занятий для кружковцев в Русском музее и Эрмитаже. Сегодня культурологический блок, посвященный русскому искусству, ведет тонкий, вдумчивый педагог З.А.Гурьянова, оказы-вающая благотворное влияние на формирование художественного вкуса "пе-тропольцев".
      Но не меньше чем изучению истории города, в клубе уделялось внимание современной жизни Ленинграда. В 1975 году во Дворце пионеров был открыт цикл встреч для юных ленинградцев "Ленинград - это люди, и все у него от лю-дей". Кружковцы разных поколений встречались со многими именитыми ле-нинградцами: Героями Социалистического Труда Е.Н.Моряковым, К.Говорушиным, И.С.Шевцовым, директором Музея этнографии и антрополо-гии народов мира имени Петра Великого д.и.н. Р.Ф. Итсом, главным архитекто-ром Ленинграда Г.Н. Булдаковым, директором Эрмитажа, академиком Б.Б. Пи-отровским, лауреатами Ленинской премии, главным реставратором Екатери-нинского дворца в г. Пушкине А.А. Кедринским и скульптором М. Аникуши-ным и другими деятелями культуры, писателями, краеведами, ветеранами Вели-кой Отечественной войны. Среди них и первый почетный гражданин Петербур-га - М.М.Бобров.
      Каждая такая встреча, тщательно продуманная и подготовленная, оставляла след в душах кружковцев.
      Историю страны, родного города кружковцы познавали в клубе и через воспоминания своих родных и близких, семейные реликвии. Ребята по нашей просьбе писали небольшие сочинения, как например: "Медаль за оборону Ле-нинграда в моей семье", "Трудовая биография моей семьи", "Мои родные и близкие - участники Великой Отечественной войны"… Лучшие работы ребята читали на клубных вечерах, куда приглашались и герои этих очерков - бабушки и дедушки кружковцев, родители. Зачастую они приходили с семейными релик-виями - письмами с фронта, боевыми и трудовыми наградами, хлебными кар-точками блокадной поры. Вечера петербургских семей, блокадные вечера, орга-низуемые клубом "Петрополь" сегодня, - это продолжение той традиции. В этой традиции истоки и городской программы "Моя петербургская родослов-ная".
      Для изучения города кружковцами особенно ценным оказался опыт органи-зации клубных турниров: "На берегах Фонтанки", "На берегах Мойки", "Нев-ский проспект". Педагоги вместе с ребятами, гуляя по городу по этим маршру-там, изучали дом за домом. Перед ребятами словно бы оживали страницы жизни замечательных людей: революционеров, поэтов, художников, ученых, компози-торов и др., живших в этих домах, понятнее становилась красота архитектурных сооружений, памятников. В клубе был накоплен огромный газетный и журналь-ный материал по этим темам, и ребята много занятий посвящали знакомству с ним. Много лет подряд эта работа заканчивалась внутриклубным турниром. Но однажды родилась мысль перенести конкурс непосредственно на улицы и набе-режные Ленинграда. Предлагая ребятам порыться в книгах и найти ответы на зашифрованные вопросы-загадки, мы назначали время и место встречи. В одно из воскресений, сразу после традиционного полуденного выстрела с Нарышкина бастиона Петропавловской крепости, в вестибюле Дворца команды (группы клуба) получали пакеты с заданиями. Каждой команде нужно было пройти свой маршрут (по реке Мойке, Фонтанке, Невскому проспекту). Но найти предпола-гаемые объекты можно было лишь разгадав вопросы-загадки (каждой группе их предлагалось по пять). Старшие кружковцы, ожидавшие группы у объектов, вы-слушивали ответы, оценивали знания кружковцев, заносили баллы в маршрут-ный лист. Два часа продолжалась игра, ровно столько контрольного времени было отпущено группам для прохождения маршрута. И снова все ребята соби-рались в клубе. Пока шло чаепитие, старшие кружковцы подводили итоги игры. От этой, рожденной в клубе формы, берет начало целая серия городских кон-курсов: от "Черной маски против читателей Ленинских искр" до ежегодной иг-ры на улицах Петербурга "Дома рассказывают" для школьных команд.
      Сейчас в клубе старшие кружковцы проводят подобные игры весной для "первогодок", которые в ходе этого историко-культурного ориентирования де-монстрируют знания города, полученные за учебный год. Сохранилась тради-ция и ежегодных общеклубных турниров. Последний из них был посвящен 300-летию города и показал хороший уровень знаний у кружковцев.
      С первых лет педагоги клуба особое внимание уделяли самостоятельной ра-боте ребят. Еще первыми кружковцами клуба были разработаны серьезные экс-курсии. Обязательной была их защита. Старшеклассники выносили их на суд жюри, куда наряду с педагогами клуба входили работники городского экскур-сионного бюро и Музея истории Ленинграда. Высокая требовательность жюри, заинтересованный, без скидок на возраст разговор, который вели на конкурсе опытные экскурсоводы со своими юными коллегами, обязывали ребят серьезнее относиться к работе, более строго подходить к качеству своих экскурсий.
      Сегодня эти первые "опусы" кружковцев кажутся такими наивными по сравнению с теми исследовательскими работами и экскурсиями, которые соз-дают нынешние "знатоки города" под руководством молодых педагогов Н.Г.Штейн и выпускницы клуба Е.П.Стальмак. Но совершенно очевидно, что без этого опыта не было бы сегодня тех городских и районных конкурсов экс-курсоводов-школьников, которые приняли такой размах в последние годы. От первых краеведческих рефератов, написанных кружковцами клуба, и клубных конференций берут свое начало и Городские краеведческие чтения и многочис-ленные историко-краеведческие конференции.
      Не случайно, что среди первых выпускников клуба немало экскурсоводов, музейных работников, архивистов. Любопытный факт: известный теперь всему городу ректор Университета Петербурга Г.А.Богуславский, будучи еще москви-чом, в один из приездов в Ленинград опубликовал в "Учительской газете" большую статью "Экскурсию ведет школьница". Этой школьницей была Ирина Шалина, которая пришла в клуб шестиклассницей, стала первым клубным лау-реатом Всероссийского краеведческого конкурса. Сегодня она старший науч-ный сотрудник отдела древнерусского искусства Государственного Русского музея.
      После создания клуба ему угрожала опасность замкнуться на своей внут-ренней жизни, стать самодостаточным. Но, к счастью, этого не произошло. Многие годы клуб оставался организатором городского конкурса "ТЫ - ленин-градец!", и его кружковцы выступили на нем как ассистенты ведущих. Не утра-тил свою связь со школами клуб и в наши дни, только формы этого взаимодей-ствия стали другими: школы с удовольствием заказывают в клубе игры "Путе-шествие в мир архитектуры" и "Деловой Петербург". Творческое участие в их проведении, как артисты и помощники ведущих, принимают кружковцы клуба.
      Эту свою "социальность", открытость навстречу школам города клуб со-хранил благодаря преемственности всех поколений руководителей "Ленинград-ца" - "Петрополя". Помимо уже упомянутых автора этих строк и А.В.Гурьяновой (ныне педагогов клуба) у клубного штурвала стояли М.Г.Волкова (ныне зав.отделом клубных и игровых форм, в стенах которого и родился клуб), М.Р.Катунова (ныне зам.генерального директора городского Дворца творчества юных и, по-прежнему, педагог клуба). Ныне клуб уверенно ведет вперед Н.Ю.Львова, ставшая два года назад лауреатом Всероссийского конкурса педагогов дополнительного образования "Сердце отдаю детям".
      Как и сегодня, четверть века назад, подросткам приходившим в клуб "Ле-нинградец" необходимо было общение. Свою потребность в общении ребята наиболее полно выражали в те годы в походах, в лагерных сборах в "Зеркаль-ном" и "Солнечном". Одним из основополагающих принципов клубной жизни был такой: "Клубу всякие нужны". Одни ребята реализовывали себя в серьез-ной учебной работе, подготовке рефератов и экскурсий, в организации конкур-сов знатоков, другие с удовольствием готовили вечера отдыха, "капустники", третьи ярче всего раскрывались в походной жизни.
      С первых же лет работа в клубе основывалась на педагогике сотрудничества и сотворчества. Заметную роль играл в первые годы клубной жизни совет клуба. Даже в годы "застоя" мы стремились внести в работу клуба элементы демокра-тии и самоуправления.
      И по сей день совет клуба, выбираемый ежегодно осенью на клубном сборе из командиров групп, играет важную роль в жизни коллектива. Он решает такие вопросы как ежемесячное планирование и распределение дел по группам, кон-троль за их подготовкой, подведение итогов, утверждение кандидатов для уча-стия в лагерных сборах, вопросы поощрения лучших кружковцев. Пожалуй, са-мым трудным было научить ребят конструктивно, по-деловому решать все во-просы. А главное - думать, предлагать, брать ответственность на себя.
      Хорошую школу самоуправления и самостоятельности ребята проходили и проходят в ЗЦДЮТ "Зеркальный", куда клуб выезжает ежегодно на одну из летних смен. И вожатые в клубе свои же выпускники. Одной из самых ярких страниц клуба были походы и поездки. Кружковцы клуба "Ленинградец" за первые 10 лет побывали более чем в 160 городах стра-ны, в шести союзных республиках. От Белого до Черного, от Балтийского до Каспийского морей, от Северной Двины до Урала пролегли пути-дороги клуба. Разным поколениям клуба, хоть раз побывавшим в походе, навсегда запомни-лись восход солнца на озере Неро в Ростове Великом и рассвет, который они встречали на Куликовом поле, гроза над Бежиным лугом и ночь, проведенная в Соловках, когда они несколько часов плыли по монастырской системе каналов, вечер у костра в Старой Рязани, когда-то разгромленной Батыем, и чарующая красота Щелыково, куда юные ленинградцы пришли на поклон к А.Н. Остров-скому, словно вышедшие из поэтических строк Есенина пейзажи Константино-ва и суровое величие соборов Владимира, Новгорода, Пскова, древние мона-стыри в Кириллове, Костроме, Ярославе и Суздале и фрески Дионисия в Фера-понтовом монастыре, выросший, как в сказке, среди Онежского озера чудесный погост Кижи и многое, многое другое. Где только ни были члены клуба "Ленин-градец" - в Риге, Вильнюсе, Каунасе, в Кунгурской ледяной пещере и местах бажовских сказок на Урале, на склонах Гаверлы в Закарпатье и на снежной вершине горы Машук, воспетой Лермонтовым, посетили Брестскую крепость, минутой молчания почтили память погибших в Хатыни и в Саласпилсе, и, ко-нечно, в Москве у могилы Неизвестного солдата. Спутницей всех походов клуба была литература. Навсегда в сердце и душу ребят запали и пушкинские вечера в местах, где они бывали - будь то Берново, Михайловское или Одесса, лермон-товский вечер в Пензе, тургеневский - в Спасском-Лутовинове, бунинский - в Орле, толстовский - в Ясной Поляне, чеховский - в Мелехове, некрасовский - в Карабихе, цветаевский - в Тарусе, рубцовский - в Вологде, есенинский -в Кон-стантинове и др. Каждый поход дарил ребятам огромную радость встреч с заме-чательными, щедрыми душой людьми - местными краеведами, музыкантами, художниками, поэтами, хранителями уникальных музеев, парков, памятников старины. Один из них, тарусский журналист И.Я. Бодров, открыл ребятам не-броскую красоту приокских далей средней России, воспетой с такой поэтиче-ской силой К.Паустовским, провел по тарусской тропе к Ильинскому омуту и цветаевскому лугу, к дому и могиле Паустовского, к "спящему мальчику" на могиле художника Борисова-Мусатова на высоком берегу Оки, свозил нас в усадьбу другого художника, Поленова. Надолго запали в души ребят дневники И.Я.Бодрова, его рассказы о встречах с Паустовским, Заболоцким, его размыш-ления о людях. Думается, что наши выпускники никогда не будут "пустоглазы-ми", о которых с такой болью говорил нам Иван Яковлевич.
      Среди клубных песен прошлых лет много туристских. В одной из них есть такие слова: "Уж сколько дорог позади - далеко, далеко, далеко. А что там еще впереди? Дорога, дорого, дорога!".
      Выпускники первых лет с благодарностью вспоминают тех взрослых, кото-рые сопровождали их в походах, делая их походную жизнь духовно насыщен-ной. Кроме педагогов клуба, это преподаватель Хорового училища им.М.И.Глинки Н.П.Королева, родители кружковцев - Зорины и Раевские.
      В туристских походах и поездках ребята не только познавали Отчизну и родной край, но и участвовали в благоустройстве памятников. Смело можно ут-верждать, что истоки одной из приоритетных в движении "Юные за возрожде-ние Петербурга" программы "Помоги памятникам родного города", берут свое начало в клубе "Ленинградец". … Зотов бастион Петропавловской крепости и Мойка, 12, Екатерининский костел, Летний сад и Павловский парк - вот лишь некоторые из трудовых объектов клуба первых его лет. Этапным стало создание в клубе по инициативе самих ребят штаба добровольных помощников реставра-торов. Особо следует упомянуть участие кружковцев клуба в археологических раскопках, которые в течение многих лет проводились в нашем городе и его пригородах известным археологом В.А. Коренцвитом. Ребята в разные годы ко-пали в Летнем саду и Нижнем парке Петергофа, в Ораниенбауме и Александ-ровском парке г. Пушкина, во дворе Капеллы и в Строгановском дворце. Заме-чательно, что эта традиция живет в клубе и сегодня; ежегодно отряд клуба "Пе-трополь" в дни летней практики в июне работает в Летнем саду.
      Подводя итог тридцатилетнему опыту клуба "Петрополь" можно утвер-ждать, что он стал тем кирпичиком, который лег в основу современного здания школьного петербурговедения. Идеи первых учебных программ получили твор-ческое развитие в школьном курсе "История и культура Петербурга". Игровые технологии, опыт работы с юными экскурсоводами и исследователями-краеведами, организация турниров знатоков города, игр на улицах Санкт-Петербурга, конкурса этикета, шефство над памятниками истории и культуры и многое, многое другое, что родилось за четверть века во Дворце, творчески раз-вивается сегодня и в самом клубе, и в программах культурно-патриотического молодежного движения "Юные за возрождение Петербурга". А сформировав-шиеся за эти годы социальные связи позволили нам привлечь к реализации этих программ музеи, общественные организации и фонды. И в свою очередь, клуб "Петрополь" сегодня многое взял от идей движения, активно и плодотворно участвует во многих его программах.
      30 лет - это возраст молодости. И клуб, педагогический коллектив которого органично соединил в себе разные поколения дворцовцев, юность и зрелость, находится в постоянном поиске и движении. Его восхождение продолжается. Сегодня в клубе занимаются 160 кружковцев с 5 по 11 класс. Среди преподава-телей клуба - уже трое его выпускников: Е.Стальмак, А.Гаршина, А.Струкова. Выпускники - активные помощники в организации многих клубных дел и ла-герных сборов в ЗЦДЮТ "Зеркальный", куда они уже много лет приезжают в качестве вожатых.
      Впечатляют достижения клуба. Среди его выпускников и нынешних круж-ковцев - 2 обладателя детского ордена "Звезда Прометея", 15 победителей Все-российской краеведческой олимпиады и Всероссийских конкурсов исследова-тельских работ школьников по краеведению, около 70 победителей городских краеведческих чтений школьников Петербурга, 50 учащихся получили звание "экскурсовод-школьник", а двое в разные годы становились лучшими юными экскурсоводами года.
      Педагогический коллектив клуба стал победителем I Всероссийского кон-курса авторских программ по дополнительному образованию детей. Сегодня наш педагогический коллектив это сплав зрелого педагогического опыта и мо-лодости. В этом сплаве - залог жизнеспособности клуба и его долголетия.
© В. И. Аксельрод










© Валентин Федотов 2006